Современная система общего образования в России

Писать и считать умеем

 Немного подождите, скоро и это уже будет в наших широко раскрытых глазах достижением. Блестяще выигранные мировые школьные олимпиады, детские технопарки «Кванториум» со всем мыслимым и немыслимым оснащением, юные гении телевизионных шоу. А рядом вот это – в международном рейтинге читательской и естественнонаучной грамотности среди 15-летних школьников (речь только об экономически развитых странах) мы где-то в самом конце списка, поближе к таким «передовикам» как Мексика, Турция, Чили. С математической грамотностью чуть получше: из 35 стран мы 27-е. И это в стране выдающихся учёных, дерзких полётов в космос, победителей математических и прочих олимпиад!

Но уже перестаёшь удивляться, когда узнаешь, что 10 процентов учителей не в ладах с грамматикой, а почти четверть учителей математики не всегда могут решить обычные уравнения.

Писать и считать умеем?

Давайте-ка припомним школьные годы чудесные: из семилетки в восьмилетку, 11-летнее образование, трудовое воспитание, ЗОЖ, ЕГЭ, парад педагогических суверенитетов, новые образовательные стандарты, федеральные целевые программы. Что мы тут ещё забыли из бесконечной череды школьных новаций? В общем, каждому поколению – свою школьную форму и реформу.

Школа – это какая-то сплошная стройплощадка, долгострой, экспериментариум. Там всё время что-то перепланируют и перекрашивают. Толкуют о колере стен, замене дверных замков и всяких подобных вещах. Иногда что-то получается, особенно по части дизайна. Но до сих остаётся проблема с фундаментом. Крыша есть, а вот фундамент под вопросом. Вы бы в таком доме стали жить?

Вы скажите, жизнь меняется, и школе то же надо как-то приспосабливать учителей, родителей и учеников к изменениям окружающей среды.  Правильно. Только вот отчего столько шараханья и суеты, резких походов в неведомое и триумфальных возвращений  к уже пережитому?

И самый главный вопрос: вы что-то в своих детях замечаете кроме того, что они выросли из своих штанов и юбок, стали говорить басом и всё чаще требуют автономии? Что-нибудь такое, чтобы хоть как-то соответствовало всем этим образовательным мейнстримам? Они стали продвинутей, грамотней, инициативнее, умнее? Если только это не какой-то естественный или организованный вами и только вами процесс?

А ведь ребенок, школьник – вот главный объект всех  новаций и опробаций. Он и объект и результат. И он и только он, его знания, кругорзор, душа, мысли и сердце определяют КАЧЕСТВО образования и воспитания. А всё остальное, все эти капитальные ремонты и перестройки – вторичны. Но кого это волнует? По нашему разумению и даже вы потихоньку привыкли к этому образовательному фаст-фуду... 

Образовывать или просвещать

 Но хватит о грустном. Давайте о фундаменте поскольку речь сегодня снова о нём. Вот ведь какое-то «строительное» проклятье!

Хотим вас поздравить (возможно, в связи с летними заботами вы оказались не в курсе) – у нас новый рулевой. Министерство просвещения (прежнее министерство занималось ещё и вузами, и наукой).  Теперь будем просвещать, а не образовывать, скажут иные. Другие припомнят, что когда-то в России (в начале XIX века) было Министерство народного просвещения, а потом и Наркомпрос, и Министерство просвещения СССР.

Позже мы перестали «просвещать» и вплотную занялись скажем прямо довольно рискованным опытами над подрастающими поколениями – оказанием образовательных услуг (совсем как в доме быта), обучением потребным обществу компетенциям. Теперь вот опять, как вы поняли, в полный рост встал вопрос о фундаменте...

Вопрос этот не новый. Ему уже почти три века. Но до сих пор идет полемика, что главнее и важнее для школы – образовывать или просвещать.

Вносим ясность в терминологию, поскольку это для вас важно (вам ведь не всё равно, что именно хотят из вашего чада вылепить).

Просвещение, если коротко, трактуется как передача знаний и культуры. А также как воспитательно-образовательная система. Образование же понимается как единый процесс воспитания и обучения. К тому же предполагающий обретение ребёнком определенных навыков и компетенций.

Вы скажите: не видим особой разницы. Можно поставить через запятую – просвещение и образование. Отвечаем: всё дело в акцентах. Когда «просвещали», то как-то позабыли о том, что ребёнку надо готовиться жить в новом для него мире. Многое уметь и в себе развивать. А когда стали «образовывать», напрочь забыли о воспитании (это, мол, дело родителей и ещё кого-то). Забыли о детской душе. Её-то ведь тоже надо заботливо растить. Человечность не приходит сама собой.

Ну и как тут не вспомнить классика: в человеке всё должно быть прекрасно...

Так что же ждет вашего ребёнка, который идет в школу, где ориентиры поменялись? Вот лишь несколько тезисов из высказываний министра просвещения Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой.

Перво-наперво мы должны попасть в «десятку». В десятку лучших школ мира. Соответственно, пока мы в ней не отметились.

Не менее важное – школа должна выстроить (мы бы уточнили – восстановить) систему воспитания. За этим тянутся и новые образовательные (так что не забыто это слово!) технологии, новые методы обучения и воспитания. Не забыты министром и цифровые технологии. Им будут обучать, но это не значит, что все печатные учебники сдадут в мукулатуру. И гаджеты будут использовать вполне умеренно – не больше 40 минут в день. Кстати, в китайской школе им отдано лишь 15 минут, а во французской они вообще запрещены до 9 класса.

Ещё одно небольшое отвлечение. Вы удивитесь, если мы вам скажем, что дети руководителей и сотрудников таких гигантов как Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard учатся в школе в Лос-Альтос в Калифорнии, где нет и не будет ни одного компьютера. Ни одного экрана. Ручки, карандаши, швейные иглы, глина – вот основные инструменты «новейших» технологий детей Силиконовой долины, эпицентра высокотехнологичной экономики. Здесь считают, что компьютеры мешают детям творчески мыслить, ухудшают подвижность и человеческие отношения.

Но, вернемся к тезисам министра. Она считает, что в каждом регионе надо будет открыть центры поддержки одаренных детей.

Будут дорабатываться новые образовательные стандарты. Обновится содержание такого предмета как «Технология», где надут своё место и технологии ручного труда (вспомним Силиконовую долину!).

ЕГЭ максимально приблизят к содержанию обучения. Чтобы отпала необходимость натаскивать на него учеников.

Цифровая школа по мнению министра – это не только электронные книги и дневники. Это инфраструктура: электронные пропуска, библиотеки, электронные базы для учителей. У учителя появится возможность показать на экране как, к примеру, работает двигатель внутреннего сгорания, провести виртуальные экскурсии в Эрмитаж, Мариинку. 

Что ещё новенького

 Теперь школы могут заниматься не только по традиционной схеме – четверти, единые дни каникул. Возможны и другие системы, такие как модули, триместры, свободный выбор времени для каникул. Всё это отдано на откуп самой школе. Министерство просвещения будет как и прежде давать свои рекомендации, но последнее слово за школой и родительским комитетом.

В ближайшее время состоится передача управления школами на региональный уровень. Это значит, что практически все текущие вопросы будут в ведении республики, края, области, а не как сегодня – муниципалитет – региональное министерство – федеральное министерство.

Учебные программы на 2019 год пока не утверждены, так что пока школы будут работать по прежним стандартам.

Для детей, которые по разным причинам не могут посещать школу, будут организованы онлайн курсы и трансляции реальных уроков.

С нового учебного года дети будут изучать два иностранных языка. Основной будет единственным у ребят с 1 по 5 классы. С 5-го появится второй дополнительный язык.

В школу возвращается астрономия. Старшеклассники (10 и 11 классы) будут заниматься е не меньше 35 часов в год.

Будут организованы факультативы, где дети узнают об основах кибербезопасности, предпринимательства и финансовой грамотности.

Останутся как и прежде платная и бесплатная продлёнка.

Скорее всего в системе ЕГЭ будет введен третий обязательный предмет – история.

В общем, нас ждет очередная перестройка. Ну что ж, нам не привыкать. Одно хорошо, все-таки начнем мы, кажется, с фундамента. А там – время покажет...